gototopgototop

Анонс

Начало Звукопоглощение Можно ли улучшить звук аудиотехники?


Чем можно улучшить звук аудио аппаратуры.


Почему улучшение звучания стереосистемы сторонними аксессуарами, возник в цифровую эпоху? Можно подсказать ответ: это потому, что аналоговые носители и системы прошлого рассматривали музыку с точки зрения герц, а не децибелов. Изготовителям и режиссерам дополнительные герцы доставались непросто, и они были вынуждены соревноваться "кто звонче", а не "кто громче". Идеализация крайних частот так прочно въелась в потребительскую психологию, что и теперь, когда запросто можно сделать "громко и звонко", никто не хочет признать очевидного: искусство требует хотя бы одной жертвы из этих двух. Музыка - это когда где-то тихо, что-то глухо и, кстати, в чем-то фальшиво.

 

Улучшение качества звука стереосистемы.

 

Вопрос "Как улучшить звук?" призван внести в образцовую, как военный парад, запись CD эти "что-то" - как однажды по интуиции вносились типичные для виниловой пластинки шумы и щелчки. Это так, даже если потребитель уверяет себя в обратном. Таким образом, жизнь поставила жирную точку в долгом споре "пуритан" и "сибаритов" о нейтральном натуральном линейном (и прочая, и прочая) звучании. Нет такого звучания. Есть сию-минутное желание пользователя, который болтается между лампой и транзистором, заданным и ручным тембром, выразительными симфоническими пиками "теларковских" дисков и смутными догадками о (еще более) совершенном звуке, что бы это ни значило.

Для улучшения звучания нужно, как минимум, затронуть следующие моменты:
- наличие сетевого фильтра;
- доработка акустических систем;
- качество соединительных аудио кабелей.


Сетевой фильтр для улучшения звучания.

Сетевой фильтрОтечественный "Маяк" подавляет вредные импульсы и радиочастотные помехи и разработан с учетом "российских условий" - по крайней мере так сказано на коробке, и показана обросшая сосульками импульсов синусоида, на выходе - ровная и четкая. Подручных измерительных инструментов нет, и все равно ухо - самый чуткий инструмент, поэтому включаем вилки компонентов в фильтр и слушаем разницу. Нет надобности подбирать эпитеты, настолько ясна (в буквальном смысле) разница. Музыка стала глаже, основательнее (как шмоток глины), чуть прибраннее в крещендо, но чу! - куда-то подевалась ее "фирменность", фантазийность и современность.  Так могла бы звучать очень хорошо отстроенная "Орбита-мини" с колонками "Peerless". Хорошо - сразу меняем фильтр на аналогичный (даже ценой и обещаниями) общедоступный американский "Lestar", сделанный в Венгрии. Не говоря о более солидном прочном корпусе и надежных гнездах, этот распределитель после щелчка тумблером просто вынимает беруши из ушей (теперь ясно, что их вложил туда предшественник).

Звук, оставаясь бархатисто чистым и сглаженным, опять обрел фирменную, чуть выпуклую на середине и чуть подальше скругленную окраску. Конечно, фильтр не превозмог недостатков системы, он не избавил (эквалайзер избавил бы!) мой бас от гулкости, а середину от металла, но определенно сделал их съедобными. В реальных домашних условиях фильтр помог развести систему от бытовых приборов - холодильник больше не посылал в систему щелчков, а радиотелефон не напоминал коротковолновый приемник. Полагаю, эксперимент удался, даже не прибегая к столь экзотической модели фильтра, как "Accuphase" стоимостью 10 тысяч долларов (!) - особенно учитывая средний уровень испытуемой системы. Априори скажу, что, как классный аудиокомпонент, такой фильтр может обнаружить свои достоинства, но далеко не окупит их в хай-фае.

Исходя из все той же абсолютизации непознанного, хай-энд в аудио начинается там, где кончается здравый смысл (в этом плане пересмотрите заключительную фразу предыдущего абзаца). Бескомпромиссный аудиофил - это авантюрист, который не следует чужому ценному опыту и даже рекомендации разработчика, поскольку это fait accompli (то есть пройденный этап). Аксессуары и работы по улучшению звучания дают ему желанный эксклюзивный статус: здесь бесчисленные комбинации, оригинальные решения и непредсказуемая "коррекция" звука. Стоит лишь допустить индивидуальную пользовательскую трактовку носителя записи, как на задний план отступают тонны веских доводов против экспандеров, эквалайзеров, фильтров, аудио кабелей, буферов, джиттербагов, бас-трэпов, подставок, деревянных таблеток. Какая разница, воздействуют ли они акустически, электрически или психологически - если это воздействие устойчиво, характерно, функционально и общепризнанно?! Ведь никто же не оспаривает (правда, и не тестирует!) воздействие нашей мебели на ваш звук? Что касается халтуры, то ее хватает и среди "настоящих" аудиокомпонентов.

Улучшение звучания акустических систем.


Подставки под акустикуНа лос-анджелесском Stereophile Show всерьез демонстрировались и мраморные подставки, и куски скрученного красивого провода (оказалось, это фильтры радиочастотных наводок) для прокладки кабелей в комнате, и даже стойка под систему на двойной акустической подвеске (с поддувом велосипедным насосом!) Все это звучало, то есть заметно меняло звучание конкретной системы. Если клеймить все это как "психоакустику", то надо бы заклеймить заодно и пассивный диффузор динамика в конструкции новомодной акустической системы NXT (в просторечьи - "некст"). Индуктор колебаний NXT, как было показано, работает практически с любой широкой и ровной поверхностью. Можно сказать, что NXT - чистой воды психоакустика, просто апломб ее рекламной кампании в мире заслоняет еретическую сущность: музыкальным трансдюсером может быть любой правильно организованный материал. Куда научнее у Пола Клипша, признающего наилучшие акустические свойства за одним транедюсером - бумагой...

Удачную комбинацию улучшения звука можно нащупать по наитию, как хороший конструктор нащупывает верное (для желаемой окраски звука) расположение деталей на плате или организацию корпуса для акустической системы. Для информации: такой авторитет как разработчик стандарта XRCD (компакт-диск повышенной разрядности цифрового сведения записи) Алан Йошида признает лунные и аудиофазы, но любит их "плоское прозрачное невыпирающее" звучание. Мне тоже доводилось слышать стереосистемы, в которых вилки и кабели были воткнуты явно беспорядочно, но в общем тщательный подбор компонентов давал великолепный по достоверности звук. Можно лишь гадать, что дало бы им улучшение качества звучания. На многих фирмах и в салонах города демонстраторы поднимают тему "как улучшить звук" бездумно, для разнообразия. Им легко - у них ассортимент под руками. Но если у вас залежались "выбракованные" кабели, "ненужные" поглотители отраженных волн Deflex или "случайные" деревянные кружочки - чем черт не шутит? Может, это судьба.