gototopgototop

Анонс

Начало Цифровой звук Что слышит аудиофил?

 

Слух аудиофила.


Что слышит аудиофил? Как правило - тончайшие пласты тембровых оттенков, малейшие динамические вариации, неведомые даже исполнителям обертоны голосов и инструментов и прочее. Аудиофил забывает при этом о самой музыке и ее эмоциональном содержании. Аудиофил наделен редким даром, его слуху позавидует музыкант. Но музыкант менее аналитичен, более открыт навстречу музыке. Если интуиция подсказывает, что материал интересен, то включается следующий этап восприятия: музыкальная материя дробится на три пласта.

 

Утонченность музыки ушами аудиофила.

 

Слух аудиофилаМузыкант выделяет бас как основу, гармонию как краску, мелодию как вершину. Конечно, в этом простом расчленении есть свои подгруппы - вторые, третьи голоса, контрапункты, специфические тембровые сочетания инструментов, сама форма произведения. Но это не самое главное. Профессиональный опыт музыканта проводит этот анализ попутно, а вот эмоциональное восприятие происходит весьма осознанно. Когда музыка нравится слушающему ее музыканту, он испытывает тройное удовольствие - от аранжировки (от сочетания трех пластов, о которых мы говорили), от тембровых соединений и от ритма, который подобно камертону совпадает (или контрастирует!) с биоритмом слушателя. Например, в джазовой композиции столь остро может восприниматься партия контрабаса с солирующим инструментом или же группа саксофонов, накладывающаяся на партию пиано.

Джазмен не останется равнодушным к свингующему ритму. Он пойдет с Майлсом Дейвисом от ноты к ноте, от фразы к фразе, предвкушая дальнейшее. Это совершенно особый восторг, который не спутать с восторгом "обычного" аудиофила. Слушающему и вникающему музыканту не так важен качественный уровень воспроизведения. Важна живость самого записанного исполнения. Так в 50-х годах во времена запрета на джаз все шалели от радиопередач Уиллиса Кановера по "Голосу Америки", джазмены перенимали лихие сольные импровизации Армстронга, Паркера, Дейвиса, Колтрейна и ловили ничуть не меньшее удовольствие, чем нынешние аудиофилы от "цифровых" римастерингов тех записей, проигранных на референсной аппаратуре.

Абсолютный слух


Аудиофилы и меломаны, вслушивайтесь в аналоговые альбомы, где меньше микширования, или на худой конец, компакт-диски от Sheffield Lab, Chesky Records, Telarc. Интересно с этой точки зрения взглянуть на акустические свойства концертных залов, оперных театров и других сценических площадок столицы. Потрудитесь, например, вникнуть в саундстейдж на концерте большого симфонического оркестра с солирующим роялем в центре. Никаких подзвучивающих микрофонов не надо, на сцене и так выделяется каждая оркестровая группа. Вот где "рельефность", "прозрачность", "воздушность", оперируя понятиями, близкими аудиофилу. А когда еще оркестр играет по-настоящему!..

Слушая недавно Национальный Оркестр России в Большом зале Консерватории, я поразился не только профессиональной красивой игре музыкантов на дорогих ценных инструментах, но и богатейшим акустическим возможностям этого зала. Наверху в амфитеатре отлично прослушивались все индивидуальные партии инструментов и оркестр в целом, а голоса солистов сохраняли баланс, которому позавидовал бы бывалый оператор. Преимущество такого неподзвученного исполнения перед наилучшим подзвученным рок-концертом столь очевидна, что не нуждается в комментариях.