gototopgototop

Анонс

Начало Цифровой звук Формат домашнего кинотеатра от Джорджа Лукаса

 

THX формат домашнего кинотеатра.

 

Формат ТНХ (в переводе — «эксперимент Томаса Холлмана») принес в дом не только чудесный окружающий звук и панорамное кино. Он открыл новые направления, куда пустились и изготовители дорогого аудио. При этом возникли вопросы: а что мешает использовать Hi-Fi Audio в домашнем кинотеатре? Не сводится ли вообще разница между тем и другим форматами к постороннему фактору — то бишь, к наличию или отсутствию изображения? Выдерживает ли ТНХ строгий «экзамен» высококачественного воспроизведения и, наоборот, не «вылетят» ли хай-эндные динамики и лампы от всего, что творится на экране? Представьте себе озадаченного обладателя лампового усилителя Cary, который пробует достроить хай-энд, не подорвав канонов реалистичного звука. Это и будет «эксперимент Романа Пашарина».

 

Реалистичность домашних кинотеатров.

 

Джорж Лукас THX форматНачну издалека. С 1983 года, ко­гда Джордж Лукас основал ТНХ и перекроил представления о локализации источников звука в пространстве. Неудивительно, что на­значение формата ТНХ трактовалось по-разному. «Пуритане» заклеймили ТНХ как нечестное звуковоспроизведение (Пол Клипш как-то назвал его «немузыкой»). Кто-то, наоборот, отказался от стерео. Путаница в умах отпетых хай-эндщиков продолжается. Напомним требования к процессо­ру многоканального звука и к характери­стикам усилителей и акустических сис­тем в домашнем кинотеатре высшей катего­рии: частотная коррекция для передачи панорамного звука осуществляется в surround-процессоре, усилитель и ас фрон­тальных каналов практически ничем не отличаются от лучших High End-образ­цов, то есть обладают линейной АЧХ и не вносят лишнего.

Теперь о том, чем в «строгих» High End-салонах пугают меломанов и аудиофилов, заигрывающих с домашним hi-fi кинотеат­ром: о диффузном, размытом в простран­стве звуковом поле, которое поджидает их. Я утверждаю: оно вызвано несоответ­ствием источников звука в фонограммах многих фильмов видеообразам на экра­не. Лукас справделиво винит в этом соз­дателей картин или клипов и призывает владельца не компенсировать (маскиро­вать) эффект домашней аппаратурой. За­мечено, правда, и друтое: точная точечная локализация звуковых образов утомляет слушателя и зрителя, требуя большей мо­билизации чувств, чем на режиме стерео. По тыловому каналу система ТНХ страда­ет очень большой искусственностью. Ди­скретные многоканальные системы DTS И Dolby Digital (DSD) многим кажутся не только перспективными, но и единствен­но правильными носителями музыки, но невозможно игнорировать уникальный материал (6 000 фильмов, концертов и перфомансов), уже выпущенный в мат­ричном Dolby Stereo.

 

Готовность номер один.

Схема домашнего кинотеатра THXМы решили сохранить преимущества ТНХ, отказавшись от недостатков в лице тылового канала, более того — использо­вать для прослушивания фонограмм фильмов аппаратуру, обычно не реко­мендуемую для домашнего кино, но пре­красно себя зарекомендовавшую на обычной музыке. Ведь в сущности кино­стрельба не отличается от некоторых му­зыкальных звуков (увертюры Канчели? — Ред.) При этом то, что необходимо в ки­нозале (запас по мощности в сотни ватт), в домашних условиях всегда вызывало сомнения. Как говорится, было время разбрасывать камни — теперь время их собирать.

Мы постарались выбрать заведомо музыкальный AV-источник. Разумеется, VHS-кассеты исключены уже как не хай-эндный носитель и к тому же неспособ­ный вмещать дискретную многоканаль­ную информацию. Проигрыватель Laser Vision — вчерашний день даже с точ­ки зрения High End. Ассортимент дисков DVD пока невелик, но (в отличие от ви­део-CD и LD) этот носитель наиболее удобен и не вызывает нареканий ни по звуку, ни по изображению. Мы взяли про­игрыватель известной марки класса State Of The Art — Meridian-586. Это гибрид на базе уже знакомого нам CD-проигрыва­теля Meridian-506.20. Из той модели заим­ствован механизм и частично — цифро­вой аудиотракт.

ЦАП CS4329 принимает цифровые данные в 20-битовом формате с выхода цифрового фильтра SM-5840 фирмы NPC. Поставлены декодеры MPEG-2 Video/AC-3 Audio, похожий 10-битовый видео-ЦАП стоит в аппарате Toshiba SD-ЗОО6. Декодирование фоно­грамм Dolby Digital возможно через внутренний декодер, который сводит шестиканальную фонограмму (если она име­ется) в обычное стерео, вычитая инфранизкочастотный канал. Есть и другой путь — необработанные АС-3-данные по­лаются на цифровой выход проигрывате­ля, коаксиал или оптический, куда под­ключается внешний полноценный деко­дер Dolby Digital. На обычных CD проиг­рыватель автоматически переключается в стерео.

Нашим предусилителем стал Chiro С-800, снабженный пролоджик-декодером, продукт американской фирмы Kinergetics Research. Аппарат имеет обычные цепи дополнительной частотной коррек­ции и декорелляции сигнала для созда­ния в тылу псевдостереоэффекта при прослушивании обычного Dolby Stereo. Но есть в нем одно волшебное свойство, доступное немногим «собратьям по рас­щеплению звука»: микрофон устанавли­вается в комнате по месту положения зрителя/слушателя. Включив тестовый тонгенератор аппарата, подаем сигнал на усилитель и колонки, через микрофон принимаем обратно — и нот встроенный микрокомпьютер рассчитывает акусти­ческую модель системы «Ваши АС + Ваша комната».

Признаюсь, меня порадовала эксклюзивность этой функции, ее удоб­ство и точность получившейся настрой­ки. Среди хай-эндщиков немало любите­лей ручной настройки, которые ничего никогда не доверяют компьютеру. Это возможно с помощью меню процессора, которое выводится на экран телевизора. Если хая-энд — это конструкция, то здесь все в порядке. Внутри предусилитель вы­полнен на компонентах аудиофилыюго качества с внутренней разводкой аудио кабелями из бескислородной меди. «Интеллек­туальные» способности позволяют ему. Общаться с опционным декодером Dolby Digital и DTS. Словом, отличная вещица для новоиспеченных фанатов многока­нального звука.

Сагу Audio CAD-572SEИ нот, наконец, гвоздь программы — моноблоки Cary Audio CAD-572SE. Те, ко­му хорошо знакома продукция малень­кой фирмы Дениса Хэда, легкомысленно думают, что в первых моделях качество выходных трансформаторов не соответ­ствует в целом совершенной схемотех­нике. Фирма прогрессирует: в новом CAD-572SE выходные трансформаторы столь высокого качества, что я проникся уважением к Cary. Входной каскад испол­нен на двойном триоде 6DN7, драйвер — на 6SN7, а выходной каскад — на новей­шем прямонакальном триоде 572-3 про­изводства отечественной «Светланы». В выходном каскаде, впервые за историю фирмы, применена петля обратной связи глубиной -2 дБ, за счет чего удалось дос­тичь выходной мощности 16 ватт при ко­эффициенте нелинейных искажений ме­нее 1%. Напомню: в нашем эксперименте к моноблокам подключались основные фронтальные колонки системы транзи­сторного домашнего театра — эту роль уверенно взяли на себя редакционные Dynaudio-Confidence.

Для обычного стерео мы пользова­лись предусилителем Cary SLP-94. Предусилитель имеет каскад для звукоснимате­ля винилового проигрывателя типа ММ на двух лампах 12АХ7 — они же исполь­зуются в профессиональных микрофон­ных предусилителях фирм TL Audio и ART. Каскады линейного усиления — на 12AU7, по две на канал, плюс еще две 6СА4. Тыл и центр получали информацию от усилителя Chiro C-300, сертифициро­ванного по ТНХ. Временами мы подклю­чали пассивный сабвуфер той же марки с чередой интересных динамиков из грубоватой голубой бумаги и высотой в небольшой небоскреб (по домашним меркам!)

Немного о тестовом материале. На стереорежнме слушались: аудиофильский XRCD фирмы JVC Spirit Traveller, «простой» диск Мика Джеггера «Wan­dering Spirit» (однако, записанный в хоро­шей студии с ламповыми магнитофона­ми Scuder С-37 авторства Тима Де Паравичини), дорожка фильма DVD «Freeway» (сертифицированный ТНХ-диск!) В Dolby Stereo слушали диски Марка Нопфлера «The Princess Bride» (на редкость качественная матричная запись музыки к фильму Роба Рейнера) и «Last Exit To Brooklyn» (музыка к фильму Ули Эдела), а также дорожку фильма «Maverick». Сводя Dolby Surround в два канала Dolby Digital, мы слушали (и, чего греха таить, посма­тривали) фактически тестовый DVD «Batman & Robin».

 

Актуальное стерео.

Домашний кинотеатрДвухчасовое звучание компакт-дисков Нопфлера в Pro Logic с сабвуфером и ты­ловым каналом домашнего кинотеатра Hi-Fi, особенно по методе ТНХ, впечатляло основательностью и ничуть не теряло и естественности против традиционного стерео. Только па фрагменте шума морских волн «шумели» в основ­ном тыловики и шкафообразный сабву­фер. Это понятно: Chiro C-300 «одарял» их вдесятеро большей выходной мощно­стью, чем Cary могли себе позволить. Но шум прибоя — далеко не вся информа­ция на дорожке. Баланс уровней громко­сти фронта нас устраивал, сабвуфер впи­сывался гармонично. Этот этап экспери­мента развенчал теорию о несостоятель­ности в домашнем кинотеатре маломощных однотактных ламповых усилителей вообще и Cary в частности. Тогда мы выключили тыл, центр и сабвуфер и стали слушать диск в нормальном стерео через лампо­вый пред. Звучание прибавило ясности в деталях и тембральных нюансах, сохра­нив драматизм, присущий Pro Logic, толь­ко отсутствие сабвуфера сказывалось на норове морских волн и вообще на инфранизкочастотных эффектах — те напо­минали удары по трухлявому баобабу большой твердой дубиной. Мы попробо­вали оставить один только сабвуфер — и убедились в его большой роли в домашнем кино.

Вот что интересно — в варианте без центра, тыла и сабвуфера компакт-диски Нопфлера звучали формально. Это была совсем не та музыка, к которой я привык у себя дома, слушая Нопфлера из года в год. Мелкие детали упростились или вовсе пропали, и чем дальше, чем очевиднее бы­ла бедность, я бы даже сказал — нищета тембров. Так играют разве что проигры­ватели самого низкого класса. В чем здесь дело? Мы послушали компакт-диск Джеггера и все поняли. DVD, пропуская данные через декодер АС-3, «кастрирует» их, за счет чего звучание уподобляется копии на магнитофоне DCC со сжатием PASC. Диски XRCD, напротив, звучали заметно лучше, чем на чисто CD-проигрывателе. Значит, на обычных «компактах» данная модель проигрывателя DVD не сможет за­менить «нормальный» CD-плейер (при­чину надо искать не в конкретной модели DVD-проигрывателя, поскольку очень хорошие CD он отыграл намного луч­ше. Ответом может быть приобретение дополнительного ЦАПа для CD к транс­порту этого аппарата).

Вскоре, к вящей радости филофони­стов, обнаружился серьезный изъян не­которых изданий на формате DVD. На «Батмане» в Pro Logic+ THX местами ис­точники звука катастрофически расхо­дились со своим видеоимиджем. Причи­на — неправильное сведение шестиканальной дискретной фонограммы в двухканальный Pro Logic внутренним декоде­ром. Посмотрев фильм на полноценном оборудовании с многоканальным декодированием Dolby Digital, я понял, что без внешнего декодера-процессора не обой­тись. Но переключившись на обычное стерео, все участники этого опыта с удо­вольствием досмотрели фильм до конца.

Фильм «Maverick», который я знаю вдоль и поперек, имеет матричную фо­нограмму с явно завышенным уровнем центрального (диалогового) канала, ко­торый на Dolby Stereo заслоняет все прочес, в том числе ценимую нами му­зыку. Даже когда герои говорят полуше­потом, это выходит как гром. В моноварианте все встает на свои места, а в простом стерео фильм смотрится просто захватывающе — вот вам подлинный ре­ализм. Тысячи фильмов сделаны подоб­ным образом. Следует немного пояснить корни так называемого «большого зву­ка». Он придуман Мартином Скорцезе. Фильмы Dolby Stereo с соответствием источников звука изображению на эк­ране можно перечесть по пальцам, и в первую очередь, это продукция LucasFilm. Но тысячи фильмов с матрич­ным Dolby звучат ниже всякой критики. Их просмотр в стереоварианте — прак­тически единственно верный и прием­лемый для хайэндщика путь. А что мо­жет быть лучше для стерео, нежели хо­роший ламповый усилитель?

 

Финал.

Эксперимент, который мы поставили, по­казал именно это: концепция матричной многоканальности нелепа и изжила се­бя. Если у Вас нет процессора Dolby Digital, но уже есть проигрыватель DVD, лучше отказаться от Pro Logic в пользу обычного стерео. Многие старые филь­мы Dolby Stereo реалистичнее смотрятся и слушаются в двухканальном варианте. Если Вы все же обзавелись процессором Dolby Digital и хотите извлекать AV-информацию, то и тогда делайте это на стереорежиме. Во всяком случае с Вами ос­танется добрый консервативный Cary (предположительно с акустикой Klipsch). Не смущайтесь малой мощностью лам­пового усилителя и позицией самого г-на Клипша. Поздравьте себя — Вы вступили в новую эру домашнего Hi-Fi кинотеатра с багажом, которому можно позавидовать.