gototopgototop

Анонс

Начало Аудиотехника 1946 год - первый проигрыватель виниловых пластинок

 

Hi-Fi проигрыватель виниловых пластинок.



В 1946 году произошло знаменательное событие: компания London Record выпустила первый настоящий Hi-Fi-проигрыватель виниловых пластинок (без всяких кавычек!), имевший частоту при неравномерности +1 дБ аж 50-14 000 Гц. Кстати сказать, по данным литературных источников, сам термин "Hi-Fi" (High Fidelity, то есть "высокая верность воспроизведения") был введен английским инженером Хартлеем еще в 1932 году для рекламы своих громкоговорителей с постоянным магнитом. На эти же годы приходятся и первые опыты по созданию стереофонических звуковых систем (сегодня понятие "высокая верность" неразрывно связано со стереозвуком). В частности, одно из первых предложений метода двухканальной записи звука на грампластинку было опубликовано в апрельском номере американского журнала Electronics за 1941 год.

 

Когда появился проигрыватель виниловых пластинок.

 

проигрыватель виниловых пластинокИнтересно отметить, что, согласно этой статье, запись сигналов левого и правого каналов предлагалось производить двумя отдельными рекордерами на внешнюю и внутреннюю стороны звуковой канавки (!). Воспроизведение же записанного таким образом стереосигнала на проигрывателе виниловых пластинок осуществлялось двумя звукоснимателями, "читавшими" каждый свою сторону канавки. Но, несмотря на оригинальность этого метода, по сути предвосхитившего идею будущей системы стереозаписи "45/45", стереогрампластинки появились только в 1957 году (одновременно с запуском первого спутника), открыв тем самым новую эру в развитии бытовой звукотехники.

Но этому предшествовал еще один важнейший этап - появление в июне 1948 года долгоиграющей виниловой пластинки LP (Long Play) на 83 оборота в минуту, которую разработала компания Columbia Broadcasting. И это была 2-ая аудиореволюция, так как диск LP мог звучать целых 50 минут (при проигрывании обеих сторон), в то время как обычная грампластинка на 78 оборотов играла не более 8 минут. Большая информационная емкость новых грампластинок была достигнута за счет меньшей ширины звуковой канавки (66 мкм против 150 мкм у старой) и меньшего радиуса кривизны дна канавки (5 мкм против 38 мкм). Поэтому для воспроизведения LP-пластинок использовались иглы с гораздо меньшим радиусом острия. Кстати сказать, первые виниловые пластинки на 33 1/3 оборота были выпущены еще в 1931 году, однако особого успеха они тогда не имели, так как инженерам в 30-е годы не удалось обеспечить нарезку канавок с малым шагом (расстоянием между канавками). Одна из причин неудачи - выбор в качестве материала для прототипа LP шеллака, из которого изготавливались грампластинки на 78 оборотов. Хрупкий шеллак не позволял получить микрорельеф нужного качества. (Напомним, что "настоящие" долгоиграющие пластинки изготавливаются из специального сорта пластмассы - винилитовой смолы с наполнителем.)


Но главное было все же не в этом. Первые долгоиграющие пластинки обеспечивали очень высокое для тех лет качество звукозаписи. Они имели частотный диапазон 30-13000 Гц при отношении сигнал/шум 35-40 дБ. В 1950 году оно увеличилось еще на 10 дБ после введения метода записи с переменным шагом. Повышение качества звука виниловых LP послужило мощнейшим стимулом к быстрому совершенствованию усилителей и акустических систем. А с появлением в 1957 году стереофонических виниловых пластинок развитие бытовой звукотехники еще более ускорилось, что позволяет говорить уже о третьей революции в аудиотехнике. "Золотые" 60-е годы прошли под знаком расцвета стереофонических систем, которые к концу десятилетия одержали над "моно" безоговорочную победу. Качественные показатели лучших моделей стереомагнитофонов достигли тогда следующих показателей: у катушечных ламповых стереомагнитофонов на скорости 19,05 см/с в канале записи/воспроизведения удалось добиться частотного диапазона в 40-18 000 Гц при динамическом диапазоне 50 дБ (Grundig TK-46).


Лучшие модели проигрывателей виниловых пластинок с магнитными головками звукоснимателей и вовсе могли воспроизводить сигналы в полосе частот 10-25 000 Гц (ММ головка VC-8F фирмы Sony) и даже более. При этом "невзвешенный" уровень рокота тогдашних "вертушек" достиг -43 дБ (РЕ 2020). За такие параметры, пожалуй, не будет стыдно и иному современному проигрывателю среднего класса.
Не стоит забывать также, что микширование записей для компакт-диска проводится иначе, чем при записи на виниловую грампластинку. В частности, они заметно отличаются по динамическому диапазону звука, особенно в высокочастотном диапазоне (как правило, "микс" для СП имеет значительно более высокую спектральную плотность на "верхах").
"Живые ископаемые" от Marantz играют не так, как современные усилители, но - со своим шармом и обаянием. Впрочем, может быть, именно в этом и заключается та самая "сермяжная правда жизни", к которой инстинктивно стремятся ностальгирующие меломаны-аудиофилы?

DMMНаивысшей точки своего расцвета аналоговая звукотехника достигла к середине 70-х годов. После внедрения предложенной фирмой Teldec технологии "прямой записи звука на металлическую матрицу" (без использования промежуточного лакового диска) DMM (Direct Metal Mastering) удалось обеспечить высокие параметры записываемого на грампластинку звука: полоса частот 20-20 000 Гц при динамическом диапазоне свыше 65 дБ и разделении стереоканалов 40 дБ. Для воспроизведения таких грампластинок были разработаны проигрыватели виниловых пластинок с прямым приводом диска (Direct Drive) на основе сверхтихоходных электродвигателей, имеющих уровень рокота менее -76 дБ при коэффициенте детонации (неравномерности вращения диска) 0,02 %. Магнитные головки звукоснимателей с алмазными иглами специального биэллиптического профиля ("игла Сибата") с прижимной силой всего в 0,75-1,5 грамма без труда могли воспроизводить сигналы до 45-50 кГц с неравномерностью ±2 дБ. Расширение динамического диапазона грамзаписей в очередной раз повысило требования к усилителям низкой частоты, в результате чего они стали более мощными, а уровень шума их входных каскадов существенно уменьшился. Акустические системы в 70-е годы также становятся куда более совершенными. Как правило, в них используются 3 или даже 4 полосы частот, при этом в среднечастотном и высокочастотном звене нередко устанавливаются купольные громкоговорители.