gototopgototop

Анонс

Начало Аудиотехника Граммофон и патефон - первые аппараты проигрывания механической звукозаписи

 

Первая звуковая техника - граммофон и патефон.



Совершим небольшое виртуальное путешествие в не столь уж отдаленное прошлое, в ходе которого мы рассмотрим, как появление новых типов носителей для звукозаписи стимулировало развитие остальных видов звукотехники (усилителей, акустических систем, и др.)
Прежде всего отметим, что желание получить как можно более близкое соответствие звучания аппаратуры звуку оригинала всегда было мощным стимулом развития аудиотехники. Начиная с самых первых механических систем звукозаписи, появившихся более 100 лет назад. И надо сказать, что хотя грампластинки на 78 об/мин в начале XX века обеспечивали запись частотного диапазона всего в полосе 100-5000 Гц, конструкторы граммофонов, а затем - и патефонов сумели уже тогда достичь выдающихся успехов. Ведь, хотя и были очевидные погрешности тонального баланса и динамики звука, записи тех лет - мост между прошлым и будущим, как живой рассказ об исполнителях той эпохи.

 

От граммофона и патефона к проигрывателю виниловых пластинок.

 

ГраммофонНесмотря на хитроумность и изощренность конструкции граммофонов и патефонов (типа сложных составных мембран и игл, изготовленных из различных экзотических материалов, в том числе из дерева!), механический способ прямой записи/воспроизведения звука на пластинку принципиально не позволял добиться высокого качества звука. Хотя бы потому, что даже при использовании рупоров большого размера энергии звукового сигнала при записи было явно недостаточно для того, чтобы "прописать" на лаковом диске звуковую дорожку с большим уровнем модуляции. Аналогично обстояло дело и при воспроизведении, так как источником энергии для получения звука в граммофонах и патефонах служила мембрана, звуковые колебания в которой возбуждались иглой, скользящей по канавке грампластинки. И в том, и в другом случае для увеличения КПД преобразования звуковых колебаний в рельеф звуковой канавки использовалась резонансная настройка рупоров и мембран, что приводило к сильным искажениям звука. Поэтому первый по-настоящему значимый прорыв в деле достижения высокой верности звучания был достигнут только в 1925 году, после внедрения разработанного в 1924 году специалистами американской фирмы Bell Telephone Laboratories электромеханического способа записи с использованием угольного микрофона, лампового усилителя и электрического рекордера.


ПатефонРеволюционность этого шага заключается в том, что теперь энергия записываемого звука использовалась лишь для изменения электрического сопротивления угольного порошка в микрофоне, в то время как работой резца управлял отдельный ламповый усилитель. Что позволило сразу же значительно увеличить уровень записанного на диск звукового сигнала и снизить его искажения. Кроме того, использование микрофона предоставляло звукорежиссерам тех лет большую свободу записи исполнителей. Ведь при акустическом способе записи требовалось очень точно расположить исполнителя (или группу исполнителей) перед рупором, так как малейшая неоптимальность их положения ("шаг вправо, шаг влево") тут же наказывалась заметным ухудшением звучания фонограммы и даже полным "запарыванием" чистого лакового диска. Результат внедрения новации превзошел все ожидания: уже в 1929 году диапазон записанных на пластинку звуковых частот достиг 50-6000 Гц, а к 1934 году его и вовсе удалось довести до 30-8000 Гц. Очень важно, что при этом динамический диапазон записи также заметно расширялся, и одновременно резко уменьшались искажения звука.


Не меньших успехов добились в те годы и разработчики воспроизводящей аппаратуры: к началу 1930-х годов за рубежом уже появились проигрыватели виниловых пластинок с электромеханическими звукоснимателями (магнитной головкой!) и электрическим приводом диска. Тогда же были разработаны и первые кристаллические звукосниматели на основе пьезоэлемента из сегнетовой соли. Так как кристаллические и электромагнитные звукосниматели сами не излучали звуковых волн, а только преобразовывали колебания иглы в электрические сигналы, их использование позволило уменьшить нагрузку на иглу (до 30-50 г), что способствовало существенному снижению износа грампластинок. И как следствие - более качественному их звучанию при многократном воспроизведении. Все это вместе взятое и позволяет говорить о том, что переход на электрический способ записи и воспроизведения звука в грамзаписи был первой великой аудиореволюцией.