gototopgototop

Анонс

Начало Аудиотехника Узнай, как появились ламповые приемники и радиолы

 

Ламповые приемники и радиолы в начале своего появления.



Конструктивно электрические проигрыватели пластинок в 1930-е годы часто встраивали в ламповые приемники, и подобные комбинации - радиолы - получили к началу 1940-х годов очень широкое распространение (за рубежом, естественно). Надо сказать, что некоторые образцы довоенной аудиотехники благополучно дожили до наших дней в самом что ни на есть рабочем состоянии. Поэтому мы можем сегодня оценить уровень качества их звучания. Но сначала посмотрим на конструкцию ламповых приемников. Даже при оценке с современной точки зрения аппаратура тех лет была сделана очень правильно. Она имела простую схемотехнику на лампах, навесной монтаж, в ней отсутствовали электролитические конденсаторы и регуляторы тембра, использовались медные провода большого сечения, а в громкоговорителях устанавливались бумажные диффузоры. Причем большого диаметра, что вместе с деревянным корпусом "неслабых" размеров способствовало хорошему воспроизведению низких частот. Если у вас будет возможность, обязательно послушайте, например, трофейный немецкий ламповый приемник. Уверяем, что при приеме какой-нибудь мощной радиостанции в ДВ/СВ-диапазоне его звучание вас как минимум не разочарует.

 

Старые ламповые приемники, радиолы.


Ламповые приемникиНесмотря на относительно высокий уровень развития приемной и звуковоспроизводящей техники 40-х годов, повышение качества записи грампластинок и начало ЧМ-вещания в УКВ-диапазоне потребовало дальнейшего совершенствования звуковой аппаратуры на "приемном конце". Конструкторам стало ясно, что одним громкоговорителем трудно полностью покрыть всю полосу звуковых частот, которую удавалось записать на грампластинку или передавать по эфиру. В результате многочисленных экспериментов удалось установить, что при уровне тогдашних технологий предельными параметрами, которые можно получить от одного широкополосного громкоговорителя, являются полоса частот 60-12 000 Гц и искажения звука порядка 4-6 %. Уже в конце 1945 года появились первые модели ламповых радиол с двумя громкоговорителями, работающими в различных частотных диапазонах. Лучшие образцы подобных двухполосных радиоприемников и радиол могли уже тогда воспроизводить диапазон частот 30-10000 Гц с неравномерностью ±2 дБ. При этом основной громкоговоритель обычно работал до частот 5-6 кГц, а дополнительная "пищалка" начинала подхватывать эстафету с 3-4 кГц.

РадиолаВ 1960-е годы наряду с совершенствованием грампластинок, важным стимулом к повышению качества звучания бытовой аудиоаппаратуры стало широкое распространение стереофонического УКВ-ЧМ-вещания. Использование частотной модуляции позволило расширить полосу воспроизводимых ламповым приемником звуковых частот до 30-16 000 Гц при низких (0,5±1 %) искажениях и большом динамическом диапазоне (50-60 дБ). Чтобы воспроизвести звук с такими параметрами без искажений, требовались сравнительно мощные 2-, а чаще - даже 3-полосные акустические системы и усилители с выходной мощностью не менее 20-30 Вт на канал. Но все же, несмотря на успехи в развитии стереоприемников и магнитофонов, высоту планки качества звука в те годы, без сомнения, определяли именно виниловые пластинки.