gototopgototop

Анонс

Начало Аудиотехника Что было раньше - катушечный или кассетный магнитофон?

 

Краткий обзор катушечных и кассетных магнитофонов.


Наибольшие изменения в 1970-е годы произошли в аппаратуре магнитной звукозаписи. Во-первых, наряду с катушечными магнитофонами появилось большое количество высококачественных кассетных дек (магнитофонов-приставок без встроенного усилителя мощности), параметры которых соответствовали требованиям Hi-Fi-воспроизведения. Во-вторых, необходимость осуществления записи звука с виниловых пластинок с высоким качеством потребовала от конструкторов применить и кассетных деках и магнитофонах высокого класса 3-головочные лентопротяжные механизмы с раздельными головками записи и воспроизведения. Причем на смену обычным пермаллоевым головкам пришли более совершенные ферритовые и сендастовые, имеющие гораздо более высокие параметры и срок службы. В-третьих, для уменьшения детонации звука в моделях катушечных магнитофонов высокого класса все чаще стали применять так называемый "закрытый тракт" протяжки магнитной ленты с использованием двух отдельных валов и прижимных роликов и раздельные моторы привода и подмотки.

 

Сначала был катушечный, а потом кассетный магнитофон.

 

Катушечный магнитофонСказанное выше в равной мере относится как к кассетным, так и к катушечным магнитофонам. Одним из факторов повышения качества записи/воспроизведения кассетных магнитофонов в 1970-е годы стало появление новых типов магнитных лент на основе двуокиси хрома (CrO2, тип II), двухслойных лент (тип III) и магнитных лент на основе порошка железа (тип IV). Это позволило расширить полосу рабочих частот даже для массовых моделей кассетных дек до 30-18 000 Гц (на типе II и IV), а в лучших образцах - 10-25000 Гц (Nakamichi 1000 ZXL). Однако, несмотря на прогресс в технологии изготовления магнитофонных лент, уровень шумов тракта записи/воспроизведения кассетных магнитофонов все равно был значительно выше, чем у катушечных магнитофонов. Поэтому-то в 1970-е годы в кассетных магнитофонах стали широко использоваться различные системы шумоподавления. Наибольшее распространение получили динамические (DNL) и компандерные (Dolby В, dbx) шумоподавители, которые позволили увеличить динамический диапазон записи до 63-68 дБ (Dolby В) и даже 100 дБ (dbx).


Магнитофон кассетныйАналоговые магнитофоны на появление компакт-диска ответили еще более эффективными системами шумоподавления (Dolby С - в 80-е годы и Dolby S - в середине 90-х годов) и системой динамического подмагничивания Dolby HX-Pro. Это позволило довести динамический диапазон записей на кассетах тип IV до 80-86 дБ и поднять уровень звукового сигнала на высоких частотах еще на 6-10 дБ. Однако было уже ясно, что дни аппаратуры аналоговой магнитной звукозаписи сочтены. Катушечные магнитофоны были "убиты" еще в конце 80-х годов, а высококачественные кассетные деки как класс Hi-Fi-аппаратуры стремительно тают в производственных программах большинства фирм. Сегодня им на смену пришли цифровые рекордеры с записью на MD или записываемые и перезаписываемые компакт-диски (CD-R и CD-RW).