gototopgototop

Анонс

Начало Аудиотехника Последние разновидности акустических систем Hi-Fi

 

Звуковые акустические системы.


В области преобразования электрического сигнала в колебания воздуха ограничений куда больше, чем где-либо. Прямо скажем, что воспроизведение динамического диапазона звука в 110-120 дБ уже является очень непростой задачей даже для современного уровня развития техники. Чтобы стало ясно в чем проблема, заметим лишь: предельные возможности человека по динамическому диапазону составляют всего 140 дБ. Если тишайшей ночью уровень шума - 20-30 дБ, а рядом с самолетом звуковое давление достигает 120-130 дБ, то динамический диапазон составит "всего" 100-110 дБ. Возьмем и растянем динамику: в абсолютно заглушённой камере ("шумит" только ваш организм) звуковое давление близко к нулю, а на другом конце шкалы - двигатель стартующей ракеты...

 

Hi-Fi акустические системы  и звуковые колонки.

 

Hi-Fi акустические системы Вот, что означает цифра в 140 дБ. Тем не менее ясно, что фирмы не прекратят поиск технических решений, позволяющих еще хоть на децибел, но поднять возможности hi-fi акустических систем. Говорят, выше головы не прыгнешь, однако разработка фирмами Sony и Matsushita первых представителей нового поколения акустики для своих SACD- и DVD-Audio-систем показывает, что пока предпринимаются попытки совершенствования уже известных технологий. Первое, на что обратили внимание разработчики, - необходимость расширения рабочей полосы частот колонок до 70-100 кГц. Так как в "пищалках" обычной конструкции масса подвижных частей (купольный диффузор динамика и звуковая катушка) оказывается слишком большой, не удается достичь нужной эффективности преобразования электрического звукового сигнала в акустическую волну. Обычные купольные "пищалки" эффективно работают только до частот в 30-40 кГц. По всей видимости, для воспроизведения сверхвысокочастотного диапазона 30-100 кГц будут разработаны специальные ультразвуковые излучатели, работающие на иных принципах и/или имеющие "продвинутую" конструкцию.

Например, в излучателе SS-TW100ED и акустических системах SS-M9ED инженеры фирмы Sony используют специально разработанную "пищалку" с легким куполом из углекерамики. В отличие от традиционной схемы, когда в постоянном поле перемещается катушка с переменным током, в этой головке вместо звуковой катушки есть только один короткозамкнутый виток (алюминиевое кольцо). Он перемещается в переменном магнитном поле, которое создает неподвижная катушка, намотанная на керне. Таким образом, минимизирована масса подвижных элементов, в результате чего диффузор способен колебаться с очень высокой частотой. Конструкция, что и говорить, оригинальная, но и она имеет недостаток - относительно низкую чувствительность (86 дБ/Вт/м). Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать появления ряда новых решений с использованием других физических принципов (например, пьезоэффект или электростатика).


После введения CD-стандарта к звуковым колонкам, предназначенным для совместной работы с проигрывателями компакт-дисков (их стали называть "Digital Ready"), стали предъявлять жесткое требование - обеспечить линейность (±3 дБ) их амплитудно-частотных характеристик при изменении уровня звукового давления в очень широких пределах. С учетом минимального уровня шума в обычном жилом помещении в 30-40 фонов для этого требовалось воспроизвести без искажений пиковые уровни звукового давления в 110-116 дБ. А это возможно лишь при использовании в акустических системах hi-fi высокоэффективных динамиков с характеристической чувствительностью 91-93 дБ/Вт/м и мощностью в 100-150 Вт. Для решения этой задачи срочно разрабатывались новые материалы для диффузоров динамиков, конструкции подвески и мощные магниты. В связи с резко возросшей мощностью колонок в конструкции их динамиков пришлось применить специальные меры по улучшению теплоотвода от звуковых катушек.

В частности, для этой цели стали широко использовать специальные магнитные жидкости (смесь минерального масла с порошком из магнитного материала), которые помещали в зазор магнитной цепи громкоговорителя. Но одним этим дело не ограничилось. Так как с помощью оцифровки удается записать звуковые сигналы очень низких частот, то и от колонок "Digital Ready" слушатели требовали также существенного расширения вниз диапазона рабочих частот на басах. Чтобы добиться этого, конструкторы стали широко применять акустическое оформление типа фазоинвертор, пассивный излучатель и "лабиринт". Это позволило существенно увеличить уровень звукового давления на низах без значительного увеличения размеров колонок. Сегодня большинство акустических колонок выпускается в варианте фазоинвертор, тогда как в 1970-е годы более популярным типом акустического оформления был закрытый корпус.


High-End акустические системыФирма Sony в серии ES в 1999 году разработала первую полную линейку SACD-аппаратов, состоящую из проигрывателей лазерных дисков (SCD-1 и SCD-777ES), усилителей низкой частоты (двухблочный TA-E1+TA-N1 и интегральный TA-FA777ES), а также акустики (четырехполосной напольной колонки SS-MM9ED и сверхвысокочастотной "пищалки" SS-TW100ES с отдельным кроссовером). Все эти аппараты способны воспроизводить звуковые сигналы до частот в 100 кГц при очень широком динамическом диапазоне. Не отстает от Sony и Matsushita, которая под маркой Technics также начала продавать усилители звуковой частоты и hi-fi акустические системы, рассчитанные на совместную работу с проигрывателями DVD-Audio. Модели усилителей Technics "DVD-Audio Ready", по сравнению с обычными моделями этой марки, имеют расширенный до 100 кГц диапазон рабочих частот и способны обеспечить динамику звука до 114 дБ.

Причем, в отличие от Sony, у которой серия ES относится к "тяжелой" ценовой категории, аудиотехника Technics нового поколения более демократична. К примеру, "младшие" модели "DVD-Audio Ready" усилителей SU-A80H и SU-A707 относятся к самой что ни на есть бюджетной аппаратуре. Акустические системы Technics для DVD-Audio (SB-M800.SB-M500M2 и SB-M300M2) отличаются повышенной электрической мощностью и способны воспроизводить звуковые сигналы до 70 кГц. Даже японская фирма Sharp, которая долгие годы вообще не выпускала Hi-Fi-компоненты, не осталась в стороне от новой аудиореволюции, явив миру принципиально новый однобитный цифровой усилитель.